РЕЛИГИИ МИРА
Все религии, как и люди едины



Религии Мира

«Кто знает одну религию, не знает ни одной» – это слова Макса Мюллера, человека, которого по праву можно считать основателем такой науки как религиоведение. И эти слова не стоит воспринимать как попытку в чём-то упрекнуть или уличить в недостатке образованности. Этими словами М. Мюллер хотел подчеркнуть особую роль религии в истории человечества. Изучая религии народов Земли, Вы как бы получаете ключ к постижению мировой культуры, менталитета народов и народностей, более осмысленному пониманию своих исторических корней.


Вплоть до восемнадцатого века, мировая культура была во многом религиозной, многие религиозные этические нормы вошли в повседневный быт народов. Эта этнокультура, её традиции и до настоящего времени оказывают влияние на жизнь людей. Наука, экономика, педагогика, философия, уклад жизни тесно переплетались с религией.

Многие религии имеют общие корни, хотя, на первый взгляд, а также ввиду исторически сложившемуся традиционному восприятию, кажутся крайне отличными друг от друга. К примеру, христианство и ислам имеют общих пророков – Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса). Почитайте первую суру Корана «Аль-Фатиха» и главную молитву христиан «Отче наш», основные положения Корана и Библии, Вас могут удивить многие совпадения.

Храм всех религий

Утверждение о единстве всех религий мира, всё чаще приходится слышать как от представителей науки, так и от богословов. К тому же, некоторые религии хранят свидетельства о существовании Вечной Единой Религии. У зороастрийцев, например, существует представление, что в основе всех религий – общая для всех совершенная истина, при преломлении общего для всех бесцветного луча Истины, появляются новые цвета в виде различных религий. О едином источнике всех религий утверждают также индуисты и суфии (мистическое направление в исламе).

Религии рознятся в культовых обрядах, в понимании Бога, трактовками места человека в мире, концепцией спасения, но основные положения во многом совпадают. Так, душа едина как сущность большинства религий. Все религии стараются найти ответы на вопрос, кто мы и откуда пришли? Религии также утверждают, что в человеке присутствует частица Бога, а конечную цель каждого человека видят в идее спасения, бессмертия.


Что же такое религия? – Религия прочно вошла в нашу жизнь, никто не скажет, что ему незнакомо это слово и в тоже время очень непросто дать точное определение термину «религия». Учёные, богословы дают более двухсот определений религии, но они же говорят, что ни одно из них не описывают это явление в полном объёме. Даже слово «религия» переводится по-разному. Например, что оно происходит от латинского relegere (относиться с особым почтением) или Religare, что означает «соединять» (Бога и человека).

Само понятие «религия» тоже неоднозначно. Самое распространённое восприятие – это особая сфера духовной жизни людей, обращённая к их душе. Но религии – это и набор вероучений, культовые обряды и традиции, сюда же относят и сообщества людей по религиозному признаку. Но только наиболее зримые проявления религий. Глубинный же аспект религий связан с духовной жизнью человека и чтобы его постичь, Вы должны сами познать духовное богатство религии.

В основе каждой религии – сверхъестественная Высшая Сила, вера в неё, стремление познать, установить с ней связь – это основа, главная составляющая любой религии. Познание неведомого – это вечное стремление человека, он всегда был нацелен на постижение таинственного мира, лежащего в основе всего сущего – это стремление в своих писаниях отражают все религии мира. Например, в связи с этим, некоторые учёные, изучающие религии мира, трактуют происхождение слова «человек» (в переводе с древнегреческого «смотрящий вверх»), как прямую связь с его религиозностью.

Как появилась религия? – Чаще всего утверждается, что религия появилась благодаря божественным, сверхъестественным силам, согласно другим теориям, религия – это социальное явление, возникающее на определённых этапах развития общества. Но при этом, появление религии всегда было связано с особыми людьми, которым было дано чувствовать тонкие миры (пророки, жрецы, волхвы, шаманы). Они были как бы посредниками между материальным миром и сверхъестественным. Основа всех верований – это послание из сверхъестественного мира, личные прозрения.

Например, создание древней религии зороастризма предшествовало сияющее видение Ахура Мазды. Моисей заложил основы нескольких религий после того, как озвучил народу слова Бога, его заповеди. Религия буддизма возникла в результате духовного просветления Будды Шакямуни после нескольких дней непрерывной медитации. Основоположник религии сикхизма, гуру Нанаком, по преданию на глазах у многих людей исчез с поверхности реки. Через три дня он появился, но уже совершенно другим человеком – его глаза испускали таинственное сияние, вокруг тела – божественный свет. Первыми его словами было утверждение, что «нет индуистов и нет мусульман», а также, что человек должен трудиться и делиться с другими людьми. Это и была базовая основа религии сикхизм.

Духовная мощь таких людей притягивала к себе учеников и последователей, появились писания, предания, легенды, возводились храмы, мечети – так зарождались религии. При этом каждая религия имеет свои неповторимые особенности, так же, как каждый народ имеет свои национальные традиции, колорит. Панорама различных конфессий и верований огромна – в мире насчитывается несколько десятков тысяч религиозных направлений. Но при всём этом в мире религии ещё осталось много неизведанного. Это, прежде всего, относится к так называемым, «мёртвым религиям», т.е. древним и ныне уже несуществующих, они так и остались неразгаданной загадкой. Например, человечество имеет весьма скудные сведения о древнеславянских божествах, многие кельтские боги, их имена, забыты, утрачены безвозвратно. Даже современные религии изучены не до конца, храня свои тайны.

Визитной карточкой каждой религии можно назвать её ритуалы, обряды, традиции – эти внешние проявления религии очень многообразны, каждая имеет свои неповторимые ритуалы богопочитания. Это могут быть как искренние молитвы, так и ритуальные жертвоприношения, таинственные мистерии и всеобщие празднования, неистовые пляски шаманов и различные духовные практики.

Как уже упоминалось в нашей статье, религия оказывает непосредственное влияние на жизнь человека. Это влияние выражается в формировании мировоззрения, нравственности, политических взглядов, культуры через идеи религий, отношением религий к этим аспектам жизни человека, поступками и действиями религиозных деятелей и организаций. Следует отметить, что все эти функции религии могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для человека.

Если специальные знания интересны только людям определённых профессий, то мировоззренческие интересуют всё человечество, они имеют огромное влияние на людей, формируют его личностные качества. Положительное влияние религиозных знаний в том, что религия, формируя мировоззрение человека, помогает ему бороться с негативными эмоциями, т.е. религия приносит человеку утешение. Длительные негативные эмоции могут иметь весьма печальные последствия для человека. Религия, религиозное утешение – это своеобразная форма массовой психотерапии, весьма эффективная и без существенных материальных затрат.

Ещё один плюс этой функции религии состоит в том, что она рождает общение людей с общим мировоззрением. От недостатка общения страдают не только пенсионеры, но и люди среднего возраста и даже молодёжь. Это отрицательное явление преодолевается с помощью религии.

О минусах мировоззренческой функции религии говорят только историки, богословы же утверждают, что у религии (иногда говорят об «истинной религии») минусов не может быть. Историки называют первым минусом мировоззренческой функции религии отчуждение или в лучшем случае безразличие между представителями различных верований. Чем больше пропагандируется избранности в какой-то религии тем сильнее выражено отчуждение. Однако этот минус не возведён в абсолют. Существуют религии, которые осуждают такое поведение, признают его пороком (бахаизм). В таких религиях как православие, католицизм, ислам и др., наличие или степень отчуждения зависят от культуры и нравственных принципов верующих, а не от догматики соответствующей религии.

Ещё один минус мировоззренческой функции религии по мнению историков – низкая социальная активность верующих. Имеется ввиду, что некоторые религии создают атмосферу одобрения и поощрения верующих, которые большую часть своего времени посвящают религии (молитвы, обряды и т.д.). Естественно, на общественно полезный труд, внесение вклада в развитие экономики остаётся совсем мало времени. Хотя ведь многие религии призывают к благотворительности, а это и есть призыв к социальной активности. В защиту мировоззренческих функций религии можно отметить, что многие атеисты, в силу несоблюдения законов нравственности, которые проповедует религия, зачастую имеют намного больше минусов влияющих на социальную активность, т.е. порождающих её отсутствие в силу подверженности многим порокам, таким как наркомания, пьянство, невежество, различные виды антисоциального поведения, возникающие в силу отсутствия воспитания, нравственности и принятия норм морали. Во всяком случае, общество только выиграет, если пьяница-атеист станет верующим трезвенником.

Нравственные функции религии формируют у человека только положительные нравственные нормы поведения – так считают богословы. Историки же нравственную функцию религии считают несколько противоречивой, доказывая свои взгляды на примере христианства. Как метод утверждения нравственных норм, христианская религия включает их в Библию. По мнению историков в некоторых из этих норм христианской религии содержится нечто негативное. Например, это относится к таким нормам христианской религии, которые предписывают верующим подставлять другую щеку, прощать и любить врагов, не осуждать, что уж тут говорить, если даже служители церкви не придерживаются этих правил, активно защищая своё имущество, жизнь и здоровье.

По моему мнению, это происходит потому, что некоторые историки толкуют тексты Библии слишком буквально. Дело в том, что в этих текстах содержится три слоя информации. О первом мы уже упомянули, второй слой частично доступен некоторым людям, которые имеют способность чувствовать тонкие энергии, а третий, по-видимому, доступен пока только единицам просветлённых. Как воспринимать агрессию и действовать при этом последователям христианской религии? – Если на Вас в подъезде, нападает некто агрессивный, то Вы должны, защищая свою жизнь, здоровье дать ему отпор – и то и другое Вам даётся Богом и только он вправе их отбирать. Это действие, а как воспринимать? – В мыслях не должно быть агрессии, Вы должны простить этого человека и поблагодарить. Почему и за что его надо прощать и благодарить? – Христианская религия это трактует так. Где-то Вы нарушили нравственные нормы или совершили неблаговидные поступки, а Бог даёт Вам знак, что необходимо вносить соответствующие коррективы в свою жизнь, а нападающий лишь слепое орудие в руках Божьих, он, собственно, жертва Вашего поведения. Всё просто, всё понятно и функционально. Такая «учёба» дорогого стоит, а благодарность и прощение выглядят вполне уместными.

Даже историки признают, что главенствующая роль в христианской религии принадлежит позитивной морали. Это прежде всего, требование гуманного отношения к человеку. «Как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними» (Матфей 7.12) – эту доминанту христианской религии светские авторитеты называют «золотым правилом нравственности». Одним из действенных методов создания позитивной морали выступают нравственные идеалы. В религии такая роль отводится религиозным персонажам.

Так, христианская религия возводит в абсолют нравственные качества Иисуса Христа, подчёркивая, что он был совершенным человеком, не совершил ни единого аморального поступка, не дал сомнительных рекомендаций. С точки зрения христианской религии Иисус Христос не может быть подвергнут никакой критике, а человек, допускающий даже мысль о такой возможности, лишается права считаться христианином. Историки тоже признают Христа образцом нравственного идеала, но с одной оговоркой. Они считают, что в жизни нравственный идеал, это не абсолютно безупречный человек, т.к. таких людей не может быть по определению, а человек, который несмотря на некоторые недостатки, а иногда и ошибки, больше других привносит добра в нашу жизнь.

Политика и религия – это работа с людьми, т.е. их взаимоотношения предопределены. Политика бывает содействующая прогрессу, а бывает и реакционной, т.е. противодействующая развитию общества. Политика выражается во взаимоотношениях между государствами, народами, классами, партиями, а также в отношении отдельно взятого человека к государству, народам, партиям, классам. Политика возникает там, где появляется деление общества на классы и с этого момента участие религии в политике уже неизбежно. Остаётся лишь вопрос выбора конкретной политики, даже если какая-то из религий объявляет себя вне политической деятельности, то это всего лишь одна из форм политики – политический бойкот, политика социальной пассивности.

Есть ли исторические примеры положительного и отрицательного отношения религии к политике? – Есть, например в эпоху становления капиталистических отношений, лютеранская церковь формировала через верующих положительное отношение к этому процессу, а представители этой же религии – католическая церковь защищала отживший феодализм, внося в жизнь общества отрицательные явления.

В заключение я хочу сказать, что Вам следует очень осторожно относиться к тем апологетам религии, которые утверждают, что их религия – истинная, единственно верная, т.к. вопрос, какая религия истинная, а какая ложная – это вопрос Вашего выбора, Вашего мировоззрения. Навязывая Вам свою точку зрения, Вас лишают права выбора, а это не совсем корректно. Помните об этом.


Комментарии к статье